Универсальный копирайтинг

о текстах для сайта | в избранное

Техническое задание на копирайтинг - основные пункты

Многие заказчики не уделяют должного внимания составлению технического задания (ТЗ) на копирайтинг. Хорошо это может быть только в том случае, когда заказчик и копирайтер мыслят примерно одинаково. Мне, например, один заказчик все время присылает только ключевые слова, которые желательно включить в текст и указывает тему, а дальше я сам соображаю, что надо делать. До этого примерно так же работал с одной сео-компанией. Они указывали темы статей, ключи и желательный объем. Иногда задавали количество повторений ключевых слов в статье. Ну, это уже хоть сколько-нибудь определенное задание. И работали так мы в течение трех примерно лет.

  Но нередко можно встретить и прямо противоположную картину. На текст из 500 символов дается техзадание на 5 печатных страницах word. Расписывается все до таких мелочей, что даже противно бывает писать тексты. Должен заметить, что копирайтинг — профессия творческая, и любая грубая указка в виде тошнотворно подробного ТЗ непременно испортит результат. Я, к примеру, на биржах стараюсь обходить заказы с заданием, изложенным более чем в 3-4 абзацах.

Основные пункты технического задания

Далее я опишу, какие пункты ТЗ, на мой взгляд, уместно указывать копирайтеру. Начнем с главного — тема статьи. Ее надо непременно озвучить, если вы не хотите получить несуразный текст. Тему нужно указывать как можно подробнее, лучше даже в виде краткого плана изложить свое видение содержания статьи. Вместе с темой надо указывать стилистику текста. Это поможет копирайтеру правильно подать материал.

Далее нужно очертить горизонты творчества — указать минимальный и максимальный объем статьи. Я предпочитаю использовать единицу измерения — число символов с пробелами. Но могут быть варианты — символы без пробелов или число слов в тексте. От этого показателя как правило зависит стоимость работы.

Ключевые слова в ТЗ

Редкое ТЗ на копирайтинг обходится без указания ключевых слов для статьи. Тут важно не переборщить. Современные алгоритмы поисковых систем крайне чувствительны к манипуляциям с текстами, поэтому указывать частотность ключевых слов нужно с оглядкой на возможные фильтры за переспам. В идеале нужно, чтобы в статье не было слишком часто встречающихся слов, частотность которых намного выше, чем у всех остальных. К сожалению такое возможно не во всех тематиках, но опытный копирайтер будет к этому стремиться.

Отдельно следует сказать про сами ключевые слова. Сегодня требовать прямое вхождение ключа «купить подгузники москва опт» бессмысленно. Поисковики фильтруют тексты с неудобочитаемыми ключевиками. Лучше указать набор желаемых слов, чтобы копирайтер вставил их в текст в нужном месте. Требовать точное вхождение ключевых слов тоже не совсем корректно — опытный копирайтер в правильной пропорции включит ключи в прямом вхождении по отношению к морфологически измененным словам.

Таким образом при указании ключевых слов необходимо исходить из опыта копирайтера. Если отдаете заказ новичку, опишите все в деталях. Опытному автору достаточно только показать ключевики, по которым вы стремитесь попасть в топ, и он сделает работу как надо. Или при необходимости задаст вопрос, что вы имели ввиду. Перечисляя ключи в ТЗ, не забудьте указать, что нужно подбирать к ним синонимы. В современных реалиях такой подход дает лучшие результаты.

Как быть с уникальностью?

Пресловутая уникальность текстов не дает покоя заказчикам и авторам интернет-статей. Причем хуже всего, когда заказчик настаивает на 100% технической уникальности текстов, в которые нужно включить с десяток многословных ключевых фраз. Зачастую нужных показателей уникальности не удается добиться без значительного ухудшения качества текстового материала. А что вы думали? Все удачные обороты русской речи, в основном уже использованы кем-то другим.

Довелось мне сотрудничать с «железо-бетонным» заказчиком, которому требовались 100% уникальные описания ЖБ-конструкций. К тому же описания эти сравнительно небольшие, что усложняет создание уникальных пассажей. Говорю ему, что это не совсем корректно, но пытаюсь подгонять тексты до нужной уникальности, коверкая фразы. Весьма утомительное и неприятное занятие. В итоге я поднял цену на эту работу, и мы расстались. Ничуть не жалею, что так получилось, и впредь всегда узнаю, какие методы проверки уникальности требуются клиенту. Если требования слишком жесткие, повышаю цену. И все из-за того, что на подгонку текста под требуемый параметр уникальности порой уходит на порядок больше времени, чем на его написание.

В общем, надо отметить, что уникальное описание это конечно хорошо, но в разумных пределах. Негоже перевирать технические термины и устоявшиеся словесные конструкции при описаниях товаров. Получается некрасиво и непривлекательно. Вам что важнее, чтоб товар покупали или, чтоб стояла галочка, что данный пункт ТЗ выполнен?

Расширенное ТЗ на тексты

В последнее время в связи с развитием различных сервисов заказчики стали чаще указывать дополнительные параметры в своих технических заданиях на копирайтинг. По большей части эти требования излишни для автора с врожденным чувством стиля. Они будут ему, как палки в колеса. В общем, если вы любитель главреда, показателей водности, спамности, тошнотности текстов, сразу скажу, что ко мне лучше не обращаться. Все эти проверки излишни. Они отнимают кучу времени, и если вам нужны тексты по 500 рублей за 1000 символов, то тогда можете рискнуть мне написать. Сделаю в лучшем виде, но деньги потребую вперед.

Возможно для начинающих авторов подобные проверки и уместны. Новичку важно почувствовать стиль. Но показатели текстов следует подбирать осторожно, чтобы не получилось во вред. Можно указать такие параметры, что выполнить ТЗ будет невозможно в принципе. Ну и, конечно, при указании параметров текстов следует обязательно давать ссылки на сервисы, которыми их нужно проверять. Вы должны доверять создателям сервиса, так как при утечке текстов, требовать обратно деньги с копирайтера будет некорректно.

Итак, каким я вижу идеальное ТЗ на копирайтинг:

  1. четко указана тема статьи;
  2. определен объем текста;
  3. перечислены ключевые слова;
  4. задана степень уникальности по сервису или программе (в разумных пределах, например, не менее 80-90%).

Дополнительные параметры указывайте по желанию. В ряде случаев стоимость работы может существенно возрасти из-за необходимости проверок и подгонки готового текста под заданные параметры.
 

Теги этого поста: контент; копирайтинг; рерайтинг; сео копирайтинг; техническое задание; уникальность текста;


Комментарии пользователей:

2017-09-26 20:26:06Lyubov Moroz

Действительно, важная информация как для заказчиков копирайтинга, так и для исполнителя. Я давно занимаюсь этим неблагодарным делом, поэтому вопрос правильного составления ТЗ очень актуален. Главное, как правильно заметил автор - точное указание тумы статьи и ключевые слова, соразмерные количеству требуемых символов статьи.